MaksimO
Опубликовано: 18:42, 13 май 2022
Политика

Филолог Дмитрий Богач: «Горе от ума» — это текст государственника, ярко выраженного патриота

Иван Николаевич Крамской / Общественное достояние / wikipedia.orgИван Николаевич Крамской / Общественное достояние / wikipedia.org

Заведующий кафедрой цифровой дидактики Санкт-Петербургского радиотехнического колледжа, кандидат филологических наук Дмитрий Богач рассказал в эфире пресс-центра медиагруппы «Патриот», как либералы затащили писателя Александра Грибоедова в свой лагерь, хотя по роду своей деятельности и литературному творчеству он был консерватор, государственник и истинный христианин, принявший мученическую смерть ради спасения христиан из персидской неволи.

Дипломат и писатель Александр Грибоедов остается актуальным для России и сегодня. Лингвист и историк, статский советник Грибоедов участвовал в заключении с Персией крайне выгодного для России Туркманчайского мирного договора. Но больше он известен благодаря пьесе в стихах «Горе от ума», которую русский народ давно растащил на цитаты, и ее до сих пор часто ставят в театрах России и по всему миру.

По словам Дмитрия Богача, воссоздать духовный облик Грибоедова довольно сложно, потому что писатель уничтожил большую часть своего архива во время следствия над декабристами.

«Но даже по каким-то детальным штрихам портрета, по каким-то биографическим деталям, воспоминаниям современников и письмам Грибоедова мы можем сделать вывод, и довольно аргументированный, что Грибоедов был глубоко верующим человеком», — рассказал Дмитрий Богач.

Об этом, в частности, по словам филолога, свидетельствует произошедший с ним в 1823 году духовный перелом, когда от увлечения масонством он перешел к глубокому изучению святоотеческой литературы.

«Документально известно, что в 1825 году он посещает Киево-Печерскую Лавру, совершает паломничество в Херсонес, где пытается найти то место, где Владимир Святославович крестился и построил первых храм на Руси. Он хочет написать трагедию, посвященную Федору Рязанскому, а это благочестивый семьянин, который не согласился отдавать в наложницы свою жену Хану Батыю, за что был предан мученической смерти», — пояснил Дмитрий Богач.

Перекрашивание Грибоедова в революционера и либерала, по его словам, произошло в советское время, когда любая критика монархического строя считалась признаком революционности, оправдывающей большевистское переустройство русского общества.

«Для многих из нас Грибоедов до сих пор ассоциируется с либералом, сторонником революционных идей. Литераторы любили его подавать как светского повесу, почти декабриста, хотя на самом деле это был верующий человек, патриот своего отечества, человек, который служил Богу и императору», — отметил Дмитрий Богач.

И по поступкам и государственным делам Грибоедова, уверен филолог, можно сделать однозначный вывод, что он был воцерковленным и очень религиозным человеком.

«При этом религиозным не на словах, а на деле. И высший христианский подвиг Грибоедов совершил, когда пошел на верную мученическую смерть, взяв под свою защиту по условиям Туркманчайского договора армянских наложниц, которые попросили у него помощи в спасении от гарема персидских шахов. Он им не отказал, приютил у себя в русском ведомстве в Тегеране, за что принял эту мученическую смерть», — рассказал Дмитрий Богач.

По мнению филолога, из-за спекуляций советских литераторов главное творение Грибоедова «Горе от ума» до сих пор остается закрытой книгой для современных читателей.

«Многие читают эту комедию, как о таком радикальном сумасшедшем Чадском, который пропагандирует революционные идеи: будто он против крепостного права, против самодержавия и своими хлёсткими речами подбивает на то, чтобы в России был свержен самодержавный строй. Но это не так: Грибоедов не был ни либералом, ни революционером, он был государственным человеком с государственным мышлением — «Горе от ума» это текст государственника, ярко выраженного патриота», — считает Дмитрий Богач.

По мнению филолога, в своем произведении Грибоедов открыл стихию русского национального русского характера в различных его проявлениях.

«Чадский, Молчалин, Фамусов и Софья — это все нарицательные образы, это олицетворение разных начал, разных стихий русского характера. Поэтому и тогда, и сейчас эта комедия была сверхпопулярна и сверхактуальна. Эту комедию активно цитирует и наша политическая элита, например, это делал Владимир Жириновский, ныне покойный, который сокрушался по поводу того, что в современной политике не хватает Чадских, а есть только одни Молчалины», — рассказал Дмитрий Богач.
загрузка...
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)